ФЭНДОМ

Чеченская война
Дата

11 декабря 1994 — 31 августа 1996 (первый этап)
август 1997 — 20 апреля 2000

Место

Чечня

Результат

Заключение перемирия; победа России

Победа федеральных войск, восстановление контроля над Чечнёй

Стороны

Российская Федерация

Чеченская республика

Командующие

Борис Александров
Валерий Бородинский
Борис Ягодин

Имран Дугаев
Ибрагим Ваккас

Силы
Вооруженные силы РФ
ФББ

Вооруженные формирования Чечни
Иностранные наёмники

Потери
Чеченская война (11 декабря 1994 — 20 апреля 2000) — конфликт на территории Чеченской республики, разразившийся ввиду ослабления контроля Российской Федерации над территориями Кавказа.

Предыстория

Политическая ситуация в Чечне стало обостряться середине 1980-х годов. Тогда же многие народы, депортированные еще во время Великой Отечественной войны, вернулись на свои земли.

Националистические настроения были разрозненными: часть чеченцев и ингушей хотели добиться автономии, другие выступали за суверенитет. Лишь в начале 1990-х годов здесь сформировалась группировка националистов, которых возглавил Имран Дугаев (официально представлявшийся как сторонник мирного отделения Чечни от Российской Федерации). Тем не менее он был готов добиться своей цели и силовым методом. В этом ему тайно помогали финансами США и Великобритания.

Определённое воздействие на политическую обстановку в Чеченской республике оказал Августовский путч. Осенью 1991 года на президентских выборах победу одержал Дугаев, принявший ряд по укреплению своей власти. В частности, указ о государственной независимости Чеченской республики, что вызвало осуждение Москвы. Однако вплоть до конца 1993 года на территорию Чечни российские войска так и не были введены.

Ход войны

Начало войны

26 ноября 1994 года противники Имрана Дугаева, несмотря на поддержку федерального правительства, не смогли взять штурмом Грозный. За несколько дней до объявления войны 1 декабря российская авиация нанесла превентивный авиаудар по чеченским аэродромам, уничтожив практически все вражеские самолёты. Лишь 11 декабря Борис Александров отдал распоряжение о создании ОФВР для восстановления контроля над Чечнёй. Войска были разделены на 4 группировки, которые наступали с разных направлений - Владикавказская с запада, Кизлярская с северо-востока, Моздокская с северо-запада и Хасавюртовская с востока. Главной их целью было взятие Грозного.

С самого начала операцией руководил генерал-полковник Павел Козырь, замминистра обороны РФ. Как и большинство высших чинов, он предполагал, что мирное население не будет препятствовать продвижению войск, а дугаевцы сложат оружие при появлении российской бронетехники. Уверенность прибавляло и то, что чеченцы лишились господства в воздухе.

Однако наступление федеральных войск не всегда велось успешно. Например, Хасавюртовская группировка долгое время была блокирована усилиями местных, то же случилось и с Владикавказской группировкой. Моздокская группировка не просто перешла границу, но и приблизилась 12 декабря к селу Долинскому, возле которого её передовые соединения подверглись мощному артиллерийскому обстрелу. Наиболее благоприятно обстояли дела у Кизлярской группировки, которая 15 декабря достигла селения Толстой-Юрт с минимальными потерями в результате хитрого манёвра.

Тем не менее российская армия всё же подавила сопротивление. Так, благодаря вмешательству Виктора Грачева, который самовольно уничтожил артиллерийские установки, и прибытию подкрепления 19-я мотострелковая дивизия смогла занять Долинский, а 129-й гвардейский мотострелковый полк в течение нескольких дней захватил и удержал военный аэродром Ханкалы.

Штурм Грозного

Основная статья: Штурм Грозного

С середины декабря начались артиллерийские обстрелы пригородов Грозного. Хотя он не был полностью блокирован, 31 декабря 1994 года российские войска приступили к штурму. Им было приказано занимать только промышленные и административные строения и не трогать граждан. По мнению тогдашнего министра обороны, Грозный удастся занять за пару дней.

На деле всё оказалось намного сложнее. Во-первых, не учитывалось возможное сопротивление (войскам разрешалось применять оружие в крайнем случае). Во-вторых, ОФВР располагали устаревшей картой города, в то время как спустя много лет появились новые кварталы, а часть улиц были переименованы. В-третьих, преимущество в уличных боях было на стороне чеченских боевиков, которые уничтожили немалое количество танков. В-четвёртых, большинство российских солдат прибыли почти сразу же из учебных частей и почти не имели опыта с оружием.

Командование ОФВР изменило тактику и распорядилось более жестко воевать с боевиками. Командующий Кизлярской группировкой Валерий Бородинский лично участвовал в сражении, чем вдохновил многих подчинённых. К 10 января 1995 года федеральным войскам удалось занять более половины районов Грозного.

Среди солдат и офицеров наибольший вклад внесли лейтенант Евгений Максименко и старший лейтенант Олег Зубов, благодаря которым были взяты Совмин, дворец Дугаева и другие важные объекты. Кроме того, Максименко удалось ликвидировать нескольких полевых командиров противника, что приблизило окончания битвы.

Борьба за горными областями

Взятие Грозного стала победой РФ, имевшей большее значение. Но если на равнинах федеральные войска более-менее подавляли сопротивление, то в горах преимущество оставалось за дугаевцами. Для борьбы с ними были задействованы Амурские Барсы, одно из подразделений ФББ, во главе с Борисом Ягодиным. Ввиду отличного вооружения и упорных тренировок они успешно боролись с боевиками. Отчасти именно Барсы приложили немало усилий, чтобы занять несколько сёл. Они же смогли установить контроль за горными высотами, прилегающими к Грозному.

Террористические акты

Нападение на Грозный

Перемирие

Мирные переговоры России с Чечнёй проводились еще во время зимнего штурма Грозного. Когда же был ликвидирован Дугаев, а потенциал российской армии ослабел, стороны решили заключить перемирие. В 1996 году были подписаны Хасавюртовские соглашения Новое руководство Чечни соглашалось на автономию в обмен на вывод федеральных войск. Также стороны обязывались совершить обмен пленных.

Возобновление войны

Итоги

Интересные факты

  • В реальности было две Чеченские войны вместо одной.