ФЭНДОМ

Североатлантическое военное партнёрство
Флаг НАМП
Лидер Генеральный секретарь НАМП
Позиция Нейтрал
Участники США
Канада
Албания
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Эстония
Латвия
Литва
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Словакия
Словения
Турция
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия

Североатлантическое военное партнёрство, НАМП (англ. North Atlantic Miltitary Partnership, NAMP; фр. Partenariat du militaire de l'Atlantique Nord, PMAN) — военно-политический блок западных держав, созданный для борьбы с влиянием СССР во время Холодной войны, а затем Российской Федерацией в ходе Третьей мировой войны.

Характеристика

Главная цель создания НАМП была связана с недопущением развития коммунизма в Европе. Отчасти Партнёрство имеет несколько сходных черт с МОН, но при этом предполагает скорее силовое решение проблем, нежели дипломатическое. Особая статья Устава гарантировала безопасность всем без исключения. В свою очередь, каждый член обязывался выплачивать приличную сумму денег на содержание.

Структура

Главенствующую роль в управлении осуществляют Совет Партнёрства, в который входят представители всех государств-участников. Все они формально обладают равными правами, но наибольшее влияние имеют США, Великобритания и Канада. Совет отвечает за принятие принятие политических решений (например, удовлетворение/отказ в просьбе членства).

Второстепенную позицию занимает Главный штаб Объединённых Вооруженных сил НАМП. Его обычно возглавляет генерал/генерал армии либо адмирал, однако для проведения боевых операций требуется согласие Совета Партнёрства и генерального секретаря.

История

Холодная война

Основная статья: Холодная война

Соперничество между СССР и западными державами во главе с США становилось очевидным на последнем этапе Второй мировой войны. Особую озабоченность у них вызывало установление в государствах Восточной Европы просоветских режимов. Первыми сигнал о будущей конфронтации подали Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн, выступившие с заявлением о необходимости бороться с коммунизмом как главной угрозой демократии. В 1949 году в Вашингтоне было сформировано НАМП, куда вошли США и 11 европейских стран. На протяжении десятилетий они всячески боролись за сохранение и расширение своего влияния в Европе. В редких случаях НАМП готовилось к открытой борьбе с Советским Союзом, что удавалось избежать с большим трудом. Только в середине 1980-х годов произошло сближение Запада и СССР, а в 1991 году последний окончательно развалился.

Эпоха царствования

Казалось бы, с исчезновением Советской державы необходимость в существовании НАМП отпала. А на деле всё произошло наоборот: организация не только не была распущена, но и принялась включать в себя новых членов. С начала 2000-х годов к ней присоединилась Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Тем самым НАМП всё ближе приближалось к границам Российской Федерации, что не могло не вызвать обеспокоенность. Вместе с тем российское руководство, осуждавшее политику расширения, не спешило проводить массовую мобилизацию войск. Президент РФ Борис Александров хоть и с сомнением относился к Западу, чем Егор Рельсин, всё же стремился предотвратить новую войну путём проведения диалога. Инициативу поддержал и президент США Ричард Диксон, считавший неприемлемой вражду с РФ.

Встреча двух лидеров в Брюсселе привела к относительному потеплению отношений России и НАМП. В качестве жеста доброй воли Диксон сократил военный контингент НАМП в Европе, а в прилегающих к России странах по его указу не стали размещаться новые базы. Со своей стороны РФ признала новых членов НАМП. Вопрос о включении её в саму организацию поднимался на одном из саммитов 2013 года, хотя стороны так и не пришли к единому мнению.

Третья мировая война

Основная статья: Третья мировая война
То, что президент Диксон проявляет слабину в отстаивании интересов США, достойно сожаления. Со своей стороны я выражаю глубокое недоумение и недовольство. Любая уступка в пользу России позволит ей диктовать собственные условия, что весьма неприемлемо для всего свободного мира.
Брайан Томпсон по поводу политики Диксона в отношении России
Благие стремления Диксона лишь на время сняли напряженность в отношениях РФ и НАМП. Некоторые американские специалисты сочли подобные действия за ослабление роли Америки в международных делах. Наибольшее негодование это вызвало у генерала армии Брайана Томпсона, ставшего Главнокомандующим Объединённых Вооруженных сил еще в 2011 году. По его мнению, жесткость в отношении России остаётся важнейшим и непоколебимым принципом. Так как в Конгрессе было немало противников Диксона, они стали рассматривать вопросы как о дальнейшей судьбе НАМП, так и самого президента. Под угрозой импичмента Диксон ушел в отставку, а его преемник Кларенс Аллен вновь взял курс на расширение НАМП.

В противовес предшественнику Аллен объявил о размещении дополнительных сил ПРО в Остзейской Конфедерации. Подобное решение решительно осудил сменивший Александрова на посту президента РФ Андрей Глебов. Ввиду угрозы полного расторжения договора по стратегическим наступательным вооружениям и неоднозначной позиции нескольких европейских государств НАМП вынужденно отказалось поставить Конфедерации дополнительные силы.

Тем не менее в течение 2013-2014 годов Томпсон и Фернандо Хименес, текущий генеральный секретарь НАМП, окончательно разработали антироссийскую операцию «Шерман». Их основной целью был разгром Вооруженных сил России и установление в ней прозападного правительства. По замыслу руководства крупные мотопехотные и танковые дивизии в составе Северной и Южной армий наступали на Россию через Белоруссию и Украину, а наиболее укреплённые города подвергались авиационным ударам. Военные потери и угроза захвата Москвы породили бы пораженческие настроения, что было только на руку США. До 10 сентября 2014 года между НАМП и Евразийской коалицией боевые действия не велись, а затем началась активная фаза нового глобального конфликта. По замыслу Томпсона, молниеносные удары НАМП застанут Россию врасплох и позволят избежать применения ядерного оружия. К счастью, Глебов уже успел мобилизовать немалые силы для отражения агрессии, и первоначальные победы сменились крупными поражениями. В ходе Браславской битвы российско-белорусские войска окончательно перехватили стратегическую инициативу и перешли в контрнаступление на Вильнюс. Эти сражения повергли командование НАМП в шок, от которого оно не могло полностью оправиться. Еще сильнее сказалась потеря ранее захваченной Калиниградской области, в ходе которой в плен попал генерал-лейтенант США Кевин Томас и большая часть Северной Армии. Понимая, что вскоре РФ станет наступать в сторону Западной Европы, Томпсон выпустил приказ о создании Американского заслона на полько-германской границе. Тем не менее, российский флот обошел Линию без особых проблем, а сухопутные войска нанесли ряд ощутимых ударов. В конечном итоге последняя крупная группировка в Европе потерпела поражение во время битвы за Бельгию. Оставшиеся силы во Франции и на Пиренейском полуострове покорно сложили оружие после заключения Брюссельского перемирия.

Несмотря на то, что по итогам перемирия НАМП была расформирована, Великобритания и США по-прежнему отказывались капитулировать. Их совместные действия были направлены на отвоевание потерянных территорий. Несколько английских отрядов предприняли высадку в Нормандии, опираясь на прецедент 1944 года. Заняв Гавр, они устремились к Руану, исторической столице Нормандии. Однако кампания завершилась полным провалом: франко-бельгийские сухопутные войска под командованием бригадного генерала Базиля Вилара нанесли одновременные удары с юга и востока, а французская эскадра перекрыла отступление англичан. Даже прибытие американского флота не поменяла ситуацию. Затем начавшаяся осада крупнейших портов вынудила британского премьер-министра разорвать союз с Америкой и отдать весь военный флот. Благодаря этому российско-французские корабли наряду с британскими наголову разгромили американцев в ожесточенных боях. Но самым неприятным сюрпизом для Штатов оказалось вмешательство Японии, вторгшейся на Аляску и Гавайи. В конечном итоге война завершилась в Северной Америке с заключением Вашингтонского мирного договора (один из пунктов обязал США признать роспуск НАМП действительным).

Интересные факты

  • Хотя НАМП и утверждало, что не будет расширяться за счет Восточной Европы, обещание было грубо нарушено еще до распада СССР.
  • Некоторые из членов НАМП являются учредителями ООН (США, Великобритания, Франция).
  • Ирландия, Кипр, Финляндия, Мальта, Австрия и Швеция - единственные европейские государства, которые не входят в состав НАМП.
  • Некогда Советский Союз пытался войти в состав организации, но этого не произошло из-за вмешательства США и Великобритания. Отказ был связан со стремлением бороться с потенциальной агрессией коммунизма.