ФЭНДОМ

Первая битва за Калининград
Бой за Гродно
Результат

Победа НАМП

Стороны

Германия
Польша

Российская Федерация

Командующие

Кевин Томас
Густав Одер
Фридрих Остерман
Казимир Ковальский

Олег Зубов
Пётр Разумовский
Евгений Максименко
Максим Сидоров
Юрий Белоногов

Силы

Северная армия

  • 3-й мотопехотный корпус
  • 5-й авиационный корпус
  • 1-й танковый корпус

Калининградский военный округ

  • Балтийский флот
  • 10-я армия
  • 12-я армия
Потери

Средние

Крупные

Первая битва за Калининград (англ. First Battle of Kaliningrad) — одно из первых сражений на Восточноевропейском фронте во время Третьего общемирового противостояния.

Планы сторон

В рамках операции «Куршская коса» руководство НАМП предприняло наступление на Калининград и одноименную область. В случае успеха часть северо-западных земель Российской Федерации предполагалось разделить между Польшей, Германией и Остзейской Конфедерацией.

В задачи Российской Федерации входило сдерживание натиска противника в сторону Санкт-Петербурга и Гродно.

Силы и командующие

НАМП

Северная армия (генерал-лейтенант Кевин Томас) сосредоточила на данном направлении 3 крупных корпуса:

Российская Федерация

Калининградский военный округ (генерал армии Олег Зубов) включал в себя Балтийский флот (адмирал Пётр Разумовский) и 2 армии:

Боевые действия

Начало наступления

Официально сражение началось 10 сентября 2014 года с вторжения в Калининградскую область нескольких корпусов Северной армии. При авиационной поддержке они смогли быстро занять на границе несколько населённых пунктов. Однако возле Ладушкина 5-я эскадрилья 12-й армии ВВС РФ предприняла контрудар. Интервенты были застигнуты врасплох, в результате чего они потеряли несколько дивизий. Тем временем на подступах к городу развернула оборона 10-я армия РФ.

Тактическое отступление российских войск

Несмотря на первоначальный успех, российские войска лишь временно приостановили движение противника. Понимая, что Калининград долго не продержится, командующий Балтийским флотом РФ адмирал Пётр Разумовский с согласия генерала армии Олега Зубова распорядился эвакуировать население по морю (последний корабль ушел вечером 12 сентября). Всё это время Калининград продолжали оборонять 4-й и 10-й мотопехотные корпуса 10-й армии. Впоследствии они отступили в Белоруссию в связи с крупными потерями в личном составе. Немецко-польские войска ворвались в Калининград 13 сентября, и лишь на следующий день они установили контроль над всей областью.

Итоги и последствия

Оккупация Калининграда была обусловлена численным преимуществом НАМП, из-за чего были разгромлены 10-й мотопехотный корпус и 5-я эскадрилья. Пострадал и 4-й мотопехотный корпус, избежавший полного уничтожения благодаря полковнику Юрию Белоногову и капитану Аркадия Грачева (первый отдал приказ о тактическом отступлении, второй пожертвовал собой и всей эскадрильей).

Захват Калининградской области позволил НАМП сосредоточиться на захвате западных областей Белоруссии и приблизиться к центральным районам России. В то же время потеря города для России не была столь катастрофической по сравнению с Мурманской битвой, так как Калининградский военный округ сохранял полную боеспособность. Не обошлось и без споров между командующими Вооруженных сил НАМП, что потом оказалось на руку российским войскам в последующих сражениях.

См. также