ФЭНДОМ

Битва за Мурманск
Результат

Победа Норвегии

Стороны

Российская Федерация

Норвегия

Командующие

Олег Гусев

Олаф Паулсен

Силы

11-я армия

Скандинавская армия

Потери

Крупные

Средние

Битва за Мурманск (англ. Battle of Murmansk) — одно из сражений на Скандинавском фронте в начале Третьего общемирового противостояния за обладание Мурманском, ключевым портом Кольского полуострова.

Планы сторон

Вопрос по поводу владения Кольским полуостровом обострял отношения между Норвегией и Россией. Согласно операции «Один» , норвежские войска должны были перейти российско-норвежской границу одновременно с вторжением немецко-польских войск на Калининград.

Российские войска планировали удержать за собой Мурманск и не позволить норвежцам наступать в сторону Санкт-Петербурга.

Силы сторон и командующие

Российская Федерация

Норвегия

  • Скандинавская армия (генерал-лейтенант Олаф Паулсен) в составе 6-го мотопехотного и 2-танкового корпусов

Боевые действия

Начало наступления

Хотя Норвегия объявила войну России еще 10 сентября, боевые действия на Кольском полуострове начались лишь на следующий день. Численное преимущество позволило Скандинавской армии сдержать контрнаступлению 11-й армии РФ и захватить за 2 дня Мурманск.

Захват Мурманска и отступление российской армии

Взятие Мурманска не было концом сражения. Несколько раз 11-я армия пыталась отбить город, но каждый раз штурм оканчивался неудачно. К 16 сентября многие соединения 11-й армии находились в неважном состоянии. В итоге генерал-лейтенант Олег Гусев приказал отступить в сторону Санкт-Петербурга. После ухода 11-й армии большая часть Кольского полуострова стала сферой влияния Норвегии.

Итоги и последствия

Поражение под Мурманском было одной из самых тяжелых битв для России в начале войны. Вместе с городом противник смог не только оккупировать практически весь полуостров, но и захватить несколько кораблей Северного флота. В результате создавались предпосылки для наступления на Санкт-Петербург. В то же время 11-я армия РФ избежала полного разгрома. После восполнения потерь она сформировала Архангельско-Петрозаводский оборонительный рубеж.

См. также